Натуральные пигменты — что это такое?

Вернуться, на первый взгляд, к простому вопросу, заставил меня разговор с известным кипрским иконописцем о. Каллиником, который состоялся в 2003 году в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Когда наш разговор коснулся природы пигментов, которыми пользуются иконописцы, то к моему удивлению о. Каллиник утверждал, что такие пигменты, как кобальт синий, кадмий красный, окись хрома и др., являются натуральными пигментами. Тогда мне показалось, что это частный случай, связанный с личным заблуждением почтенного мастера в вопросах терминологии, и не придал этому большого значения. Но прошло немного времени и, вдруг во «всемирной паутине» я обнаруживаю сайты двух зарубежных фирм (Danial Smith и Kama Artist Material), занимающихся торговлей материалами для художников. Ассортимент пигментов на этих сайтах широко представлен неорганическими и органическими пигментами обширной цветовой палитры. Все было бы хорошо, если бы авторы не злоупотребляли привлекательным названием «натуральный пигмент» по отношению к этим химическим соединениям. Да и в общении с российскими иконописцами и художниками часто приходится поправлять собеседника, называющего кобальт синий натуральным пигментом.

Итак, в чем же дело? Где произошло смешение и путаница в понятиях? Ответ не сложен. Просто иногда необходимо нам вспоминать хотя бы основы химии, физики и минералогии. Натуральным, т.е. природным можно называть только то, что сотворено природой, в результате естественных биологических или геолого-минералогических процессов. И натуральным можно называть только тот продукт, основа которого создана природой без вмешательства человека. Если же человек, беря за основу какое-либо природное сырье, изменяет его свойства, химический состав и структуру, получает новое соединение, новый материал, то этот новый продукт никак нельзя называть натуральным. Ибо это продукт синтеза, продукт технологический, ненатуральный. Так, например, взяв природные химические элементы кадмий и серу или кобальт с алюминием и соединив их, мы получим два новых соединения кадмий желтый и кобальт синий. Но это будут уже новые, синтезированные, ненатуральные соединения. Или взять к примеру, титановые белила. Казалось бы, почему их нельзя называть натуральными, ведь исходным сырьем служит всего один из минералов: ильменит, сфен или рутил. Но если бы те, кто называет титановые белила пигментом натуральным, посмотрели на схему получения титановых белил из этих минералов, то были бы весьма удивлены, сколь она сложна, и какие изменения претерпит черный ильменит, чтобы стать белоснежными титановыми белилами (приготовление кислотной смеси, несколько тактов разложения, отстаивание и фильтрация, восстановление и вымораживание, фильтрация железного купороса, контрольная фильтрация и выпарка сернокислого титана, гидролиз, промывка и отбелка, опять фильтрация и, наконец, прокалка и мокрый размол). Можно ли такой продукт называть натуральным? Ответ очевиден. С другой стороны природа нам подарила целый ряд, целую палитру уже готовых к применению пигментов в виде естественных минералов, таких как киноварь, лазурит, малахит, глауконит, гематит и многие другие минералы или их природные смеси в виде разнообразных охр, сиен или умбр. И только эти минералы или их соединения мы вправе называть натуральными пигментами. Используя только эти природные соединения, мастер вправе говорить, что в своей работе он применяет натуральные пигменты. В этой небольшой заметке я не буду говорить о том, какие пигменты лучше натуральные или синтетические. Каждый художник решает этот вопрос для себя сам. И у тех, и у других есть свои достоинства и недостатки. Но на стороне натуральных пигментов есть одно неоспоримое преимущество — эти пигменты проверены многотысячной историей человечества и произведения древнейших эпох до сих пор радуют нас сочностью и неувядаемостью красок, их теплотой, прозрачностью и подлинной естественностью природной палитры.
 

А.В. Григорьев

 

Статьи:

Природные минеральные пигменты

Исторические пигменты

История производства и применения красок на Руси

Натуральные пигменты — что это такое?

К вопросу о безопасности при работе с пигментами

О тонкости помола пигментов